Банный блог

Измайловские бани

Мир бани богат и разнообразен, но некоторые вещи в нем повторяются из раза в раз и не желают умирать, какими бы средствами новые поколения банщиков в выступлениях на банных форумах, в своем выборе общественной бани или в строительстве собственной их не травили.

Среди них особенно раздражает настойчивое нежелание некоторых общественных бань видеть в своих посетителях нечто большее, чем единицу той гигиенической процедуры, качество которой определяется исключительно наличием соответствующего инвентаря, объемом воды и временем смыва грязи с кожи; стремление законсервировать баню в прошлом, опираясь исключительно на свои, обывательские представления о народном или полезном; а также уверенность в том, что натопить печь пожарче - это достаточно для получения удовольствия от парения.

Измайловские бани - еще один пример этих пороков, которые оставляют баню абсолютному меньшинству грустных мужичков, приходящих попотеть и пивка выпить, пока остальные послушно ходят в стерильные сауны и недоумевают, что такого особенного можно найти в помещениях с разогретым спертым воздухом.

При том, что Измайловские совсем неплохие бани, со своими поклонниками и талантливыми банщиками, любовно раскладывающие пихту и эвкалипт на полках и готовящие парения с романтическими названиями вроде "Летнее утро в Измайловском лесу".

Измайловские бани, как следует из названия, расположены в районе Измайлово. На своем месте они стоят с 1953 года в классическом сталинском здании с пилястрами, за массивными дверьми которого ожидаешь найти санаторий, местную администрацию или дворец культуры мелкого пошиба.

Со времен своего основания бани сохраняют специфическое отношение к парению - строго по времени, будто в очереди до сих пор томится население всего района, не имеющего водопровода и, следовательно, иного способа смыть пот трудовых будней кроме как в бане. С 8:00 и до 22:00 расписание работы бань разбито на сеансы по 2 часа. В будние дни возможно попасть с улицы, а в пятницу и по выходным обязательно надо звонить заранее и просить оставить место. За соблюдением квоты на посещение в сеанс здесь следят строго - если зазеваешься и за 5 минут до окончания своего сеанса не будешь умыт, одет и готов к выходу, тебя со всеми пожитками в угрожающе вежливой форме попросят убраться со своего места, чтобы не задерживать новых посетителей.

В предбаннике на входе из бойницы кассового окошка в посетителей устремлен зоркий взгляд тетушки, принимающий оплату за вход. Отношение ее к посетителям зависит от стадии пропарки - на только вошедших она смотрит с подозрением: бронировал ли этот человек место, готов ли платить, не шпион ли? На выходе же она широко улыбается и тепло поздравляет каждого с легким паром, зовет возвращаться поскорее.

После знакомства с ней оказываешься у гардероба. Мозаика на стенах, мозаика на потолке, огромный двуглавый орел - бани сразу демонстрируют посетителям свою главную фишку и главное противоречие: как и парение здесь, все мозаики выполнены вручную с большим талантом и любовью к своему делу, но вот выглядит это мягко говоря странно.
Какофония образов и ощущений, как в сувенирной лавке на Старом Арбате. Так и задаешься вопросом, пришел ты сюда намылить себя или чтобы тебе намылили что-то другое за недостаток патриотических чувств.

В бане 2 разряда, которые здесь просто называют залами. На втором этаже общий зал на 36 человек, на третьем - 3 кабинета, рассчитанные на компании от 5 до 12 человек. Вход в оба стоит одинаково - 1100 рублей за 2 часа. Отдельного зала для женщин нет, для них предусмотрены женские дни в обоих разрядах. Мы расскажем про общий.

Поднявшись на второй этаж, оказываешься перед развилкой. Повернешь направо, окажешься в безымянной местной парикмахерской, которой, судя по обстановке, очень подошло бы женское имя, "Натали", например, или "Светлана". Повернешь налево, окажешься в просторном зале с деревянными столами.
Будь на потолке изображения святых, можно было бы решить, что это монастырская трапезная. Куда идти дальше, где баня, где раздеваться - совершенно непонятно.

К счастью местные мужички подсказали: в этом зале обычно доедают и допивают заказанное те, кто не успел это сделать в пределах двухчасового сеанса. Здесь же натягивают на себя штаны и приводят в порядок прическу. Смотрится со стороны это странно: то ли группа мужчин только что вернулась с коллективного купания (чтобы соответствовать обстановке и никого не обидеть не будем приводит более яркие образы коллективного мужского обнажения), то ли напротив, только туда собирается и постепенно обнажается друг перед другом. Чтобы попасть в баню, нужно пройти в дверь в дальнем конце зала.
Попадаем в основное помещение бани: этакий русский двор, огороженный забором из оцилиндрованного бревна, под куполом закатного неба, на котором солнце расщепилось в огненные и золотые лепестки хохломской росписи.
Если вы зашли не с потоком людей, спешащих на свой сеанс, то местного распределителя посадочных мест придется искать самому. Он прячется в каморке в дальнем углу помещения, но еще попробуйте ее найти в свой первый визит.

Если вам повезло, и вы застали его за уборкой принесенной на обуви грязи с пола или таки нашли место его обитания, он укажет вам на обезглавленную деревянную сторожку, в которой вы поселитесь на ближайшие 2 часа.
В сторожке друг напротив друга стоят лавки, а между ними деревянный стол, поддерживаемым пнем. Над каждой лавкой по 5 крючков, так что в час пик будьте готовы соседствовать с 9 разгоряченными, голыми людьми.

Кстати, когда вы разденетесь, не ждите, что к вам подойдут поинтересоваться, не желаете ли вы попариться, сходить на массаж или перекусить. Парения в Измайловских нет, массаж надо выпрашивать у того же человека, который указал вам на лавку, предварительно ознакомившись с прайсом на листочке в файлике, прикрепленном на стену. Ну а за перекусом извольте проследовать в буфет.
В меню богатый выбор пива, разливной квас и снэки. Если хочется чего-то горячего, чебурек, например, или суп - это возможно, но придется подождать. По готовности тетушка за кассой громко крикнет, чтобы вы подошли и забрали заказ.

Позаботившись о заказе холодного кваса, облачаемся в банную простынь и шапку и следуем в моечный зал. Кстати, в Измайловских от чего-то не принято надевать простынь - все перемещаются по бане абсолютно обнаженными, делая исключение только для буфета, дабы не смущать даму на кассе. В целом, в этом нет ничего плохого, нагота в бане - это естественно, однако мы бы все-таки рекомендовали вам всегда надевать простынь: во-первых, она помогает сидеть на разогретых полках с комфортом, во вторых, с точки зрения гигиены в общественном влажном пространстве любые поверхности, на которые вы садитесь обнаженными, могут быть не всегда абсолютно чистыми и безопасными, наконец, в-третьих, правильно подобранная простынь делает из покрасневшего и потного примата, коим вы становитесь в парилке, статного мужчину, занятого бальнеологическим времяпрепровождением.
В моечной ожидаемо все в мозаике. Из оснащения - несколько душевых кабинок, одно ведро для обливания (точнее цилиндр для обливания) и микроскопическая купель: ее глубина всего полметра. Оказавшиеся здесь впервые, поднявшись по лестнице в купель, подолгу стоят в воде по щиколотку, долго раздумывая, как бы погрузиться так, чтобы это не выглядело со стороны, как купание в луже. Знающие же люди просто черпают из купели воду тазами и обливаются.

Далее парилка - совсем небольшое помещение примерно 3х5 метров. На входе проходишь по узкому коридору между платформой с полками и печкой, чтобы подняться примерно на полметра и попариться. Полки сделаны широкими и длинными, так что взрослому мужчину будет комфортно лечь. Это выгодно отличает Измайловские от прочих московских бань, в которых любят строить в парных не полки, а жердочки для птиц.

Коллективное парение устраивают примерно каждые полчаса: в подготовленную парную набиваются все 36 человек, половине из которых место остается только на полу. Банщик поддает несколько ковшей, после чего яростно разгоняет пар по помещению полотенцем. Удовлетворившись, берет опахало и пару минут обмахивает всех присутствующих - отчего-то парной пирог в Измайловских не держится, потому, вероятно, здесь принято очень быстро и коротко обдавать друг друга потоками раскаленного пара.

В результате прогрев оказывается обрывочным - комфортный мягкий микроклимат, прерываемый залпами обжигающего пара. Местные стараются, несут травы и масла, спорят о том, сколько нужно поддавать, но тепло все равно быстро выходит, а печь охлаждается из-за неконтролируемого полива камней.

В Измайловских банях сложно не заметить отпечаток истории. Идиотская система сеансов унаследована от советского предприятия помыва населения, текущее убранство и беспорядок при хороших намерениях - яркое свидетельство эпохи Юрия Михайловича Лужкова (в банях последний раз проводили реконструкцию в 2002 году). Как любил Юрий Михайлович, в Измайловских виден размах, виден искренний поиск чего-то утерянного, искреннего, народного, но выполнено все это не без противоречий. Аккурат как в Измайловском кремле.

Возможно, при следующей реконструкции Измайловские вновь впитают себя дух эпохи и превратятся в симпатичную камерную местную баню с маленькой и уютной парной. Ну а пока какие есть, такие есть.

Подробнее о ценах, расписании и адресе бани вы можете посмотреть на ее странице. Ну а мы продолжаем исследовать все новые бани. Хочешь с нами? Тогда вступай в наш клуб!
Банные походы
Made on
Tilda