Банный блог

Фонарные бани

Последнее, с чем может ассоциироваться у нас Северная Столица, - это баня. Император-основатель города Петр I (которому, кстати, в текущем 2022 году исполнилось 350 лет) считал русские бани вредным признаком отсталого русского образа жизни наравне с бородами и длинными платьями: ни в Нидерландах, ни в Англии, ни во Франции император аналогов нашей бане не нашел. Что неудивительно - европейцы в тот исторический период предпочитали вшей и зуд телесной чистоте, ну да Петр не вдавался в подробности, пытался запретить.

Однако, в отличие от бород, любовь народная к баням была сильна, потому Петр Алексеевич отказался от идеи запретить бани как явление в пользу налогообложения, дабы стремление народное к чистоте телесной и душевной, дружескому разговору приносило тоталитарному государству, не терпящему частного, копеечку. 

Словом, Петербург никогда не был местом, в котором ожидаешь найти бани. Несмотря на это банная культура в Петербурге есть, и она имеет все шансы, вслед за гастрономической культурой, например, занять первые роли и определять моду, по которой московские учреждения веника и пара будут организовываться в грядущее десятилетие. 

Давайте мы вам расскажем о лучшем из петербургских дворцов, эталоне среди общественных бань, примере обслуживания, экземпляре того, какими общественные бани могут быть - Фонарных банях.
Поход в бани начинается с одного из самых открыточных видов Санкт-Петербурга: вид на Исаакиевский собор со стороны Мариинского дворца. Заядлый банщик, с веником в руке проходит синий мост и идет дальше по набережной Мойки, пугая шатающихся фирменных петербургских пьяниц с академическим образованием и интеллигентов без такового.
Доходим до следующего моста, где набережную Мойки пересекает Фонарный переулок. 

Идти вдоль воды - самое естественное для любителя бань, но к Фонарным можно подойти и с другой стороны, размахивая веником в корсете узких улиц, будто инопланетное существо или посол островного дикого государства, по случайности оказавшийся на расчерченных дорогах имперской столицы.
Вход в бани находится у самого пересечения Фонарного переулка и набережной Мойки.

Немного истории. Оригинальные бани на этом месте были построены в 1871 году по проекту Павла Сюзора, который оставил свой след на архитектурном облике Петербурга как автор дома Зингера на Невском проспекте. Внутреннее убранство полностью отвечало ожиданиям банщиков благородной эпохи дворцовой позолоты и имперских размахов: изразцовый камин, кабинки для посетителей из драгоценного дерева, вырезанного вручную, подогреваемый (в XIX на секундочку веке) бассейн и несколько всегда горячих парных.

В пору было на входной двери бань изображать двуглавого орла и знак "поставщика его императорского величества двора", поскольку наравне со всеми в Фонарных (тогда Воронинских) любили оголиться и попариться члены царской фамилии.

Разумеется, после революции такая баня не могла сохраниться. Каждый Петербургский дворец подвергся поруганию - даже в Эрмитаже до сих пор одна из внутренних лестниц называется Октябрьской в честь солдат и матросов - пьяной толпы - штурмовавших Зимний, который на тот момент обороняли полторы женщины и собака.

Основное строение бань находится во внутренней части домов, смотрящих на Мойку и Фонарный переулок. Если до революции, как и сегодня, парадный вход был здесь же, то в советское время бане дали номер - 43 - и ограничили внутренним двором. Пока внутри происходила рабоче-крестьянская помывка, легендарные бани медленно разрушались. Фотографии тех лет говорят сами за себя:
Толпы немытых пролетариев втоптали в грязь прекрасный образец русской банной культуры. С исчезновением советского государства бани перестали получать финансирование на скромный текущий ремонт и в 2006 году закрылись из-за ветхости строений.

К счастью для нас в Петербурге уже формируется набор предпринимателей, меняющих представление о банном деле и создающих форматы современного банного отдыха, о котором с упоением будут рассказывать не только мужички с вениками, но и ветряные модные барышни, которые собственно, разнесут, подобно пчелам, пыльцу нового модного увлечения по более сдержанным слоям общества.

Григорий Мазил и Александр Давида, известные по самым стильным баням России - Дегтярным - не дали парилке в Фонарном угаснуть. В 2021 году, спустя 150 лет после открытия, бани вновь работают.
На входе посетитель поднимается по парадной лестнице. Ее цветовая гамма и растения в горшках напоминают советский санаторий, ковер, расстеленный по всей лестнице, таки кричит о совдепии, но это уравновешивает метлахская плитка - исключительно петербургский элемент декора помещений - она намекает, что не надо делать поспешных выводов. 

После лестницы посетитель попадает в просторный хол. 
В центре массивная стойка администрации, а вокруг ничего. Надо думать, когда-нибудь, здесь будет поток из посетителей. В наш визит в банях работали 1 женский и 2 мужских класса (так в Петербурге называют разряды) - исторический и народный, (последний на тот момент даже не был отмечен на сайте), а кроме них в здании планируют открыть ресторан, сувенирный магазин и музей. 

У девушки за стойкой можно получить браслет от ящика в раздевалке выбранного класса. Оплата всех услуг производится здесь же, но после банных процедур. Мы пошли в исторический класс, чтобы своими глазами посмотреть на результаты масштабной реставрации.

Перед, собственно, помещением общественного класса есть небольшой предбанник. В нем стоит стойка для сотрудника, встречающего любителей попариться; он выдает им любые понадобившиеся банные принадлежности и на месте интересуется любыми услугами, которые посетитель хотел бы заказать.

Задача такого сотрудника, впрочем, не просто в том, чтобы что-то вам продать. Он - это нечто вроде метрдотеля мужского класса: если вы пришли со своим веником, он заварит его за вас, пока вы переодеваетесь; он проведет вам экскурсию по залам, чтобы вы знали, где и что находится, а также немного узнали об истории места; передаст банщикам ваши личные предпочтения в парении, подгонит официантов, чтобы спешили с напитками. 

Для тех из вас, кто не часто бывает в общественных банях, отметим, что обычно так никто не делает. Как правило сотрудники бань ведут себя настороженно, будто бы вы должны показать им своим поведением и угрюмыми просьбами, что вы достойны уважения. Иначе можно и не дождаться обслуживания. Что уж говорит о какой бы то ни было предупредительности с их стороны.
В раздевалках элегантные шкафчики на магнитном замке, что, кажется, уже становится нормой в банном мире. Что отличает Фонарные, так это забота о посетителях, знаки того, что при проектировании помещений и услуг, кто-то подумал о том, что человеку, пришедшему в баню, может понадобится: здесь же в раздевалке стоят раковины и зеркала для бритья (обычно в банях бреются в душевых кабинах моечного отделения без зеркал вообще), висят фены, лежат одноразовые расчески и ушные палочки. 
В помещении раздевалки также хотят в скором времени начать стричь и брить. Не будем спорить, что создание прически и бритье сочетаются с банным досугом, однако выразим сомнение, что делать это в общей раздевалке за шторкой - лучшее решение. 

Переодевшись, мы проходим в общий зал, где нас уже ждет, как бы его назвать, распорядитель мужского класса. 
Он любезно проводит нас по зале отдыха - комнате с несколькими кабинками-купе и изразцовым камином. В каждой кабинке может поместиться до 8 человек комфортно. Садиться можно на любое свободное место, но часть кабин посетители могут арендовать отдельно на свою компанию. Все это, в общем-то, не ново. Истинное сокровище зала - это камин.
Оригинальный камин, конечно же, не сохранился. Его тщательно восстанавливали, ориентируясь даже не на чертежи, а рисунки и гравюры, сохранившие только облик внешнего вида. Если приглядеться, несколько плиток имеют иной оттенок - это то немногое, что дошло до нас от Воронинских бань. Все остальное - титанический труд по воссозданию утраченного.

Камин, кстати, действующий. Если очень повезет, можно попасть на такой сеанс, в котором минуты отдыха в общем зале освещены светом настоящего огня.
Поход в баню - это всегда немного мистический или религиозный акт со своими ритуалами, святыми и демонами. Потому, вероятно, подобно кайме колонн храма или порталам мечети, камин в Фонарных банях украшен банными мантрами, выполненными в технике русской славянской вязи: "баня правит, баня парит, баня все поправит", "если бы не баня, все бы пропали", "пар костей не ломит" и другие. Некоторые банщики приговаривают эти мантры, работая вениками по спине или груди гостя, а здесь вот они - всегда на камине.
Моечное отделение бани разделено на две части. Первое является основным: в нем находятся душевые кабины и столики для тазов с веником, обливные бочки и ледяная купель, главный бассейн и, собственно, вход в парную.
Любопытно, что в этом помещении сделана зона с лежаками, будто в бане движение не четко настроено между парной, бассейном и зоной отдыха, а может останавливаться где-то в промежутке и замирать. Вероятно, это связано с местным подходом к парению, но об этом позже;
Во втором помещении - дополнительные возможности бани, которые далеко не всем нужны. В каком-то смысле они даже размывают впечатление от похода в баню, отвлекают от парной и парения, при этом не добавляя ценности, кроме, разве что, уходящей в прошлое необходимости иметь несколько видов бань в одном месте.
Здесь стоят столы для мыльного массажа, а также финская сауна и хаммам. 

Давайте теперь поговорим о парилке. В Москве в современных и реконструируемых банях парилки стараются делать соразмерными баням, чтобы внутри одновременно могли поместиться если не все, то большинство посетителей. Примерно раз в час в парилке готовят новый пар, на который приглашают всех, после чего вениками, опахалом или просто полотенцами разгоняют этот пар по сгорбившимся на полоках банщикам.

В Фонарных банях, видимо, изначально сделали ставку на индивидуальном опыте, рассудив, что дворцы строятся для единиц, а не толп. 

Парилка здесь совсем маленькая. Площадь помоста, на котором расположены полоки, 4х4. При этом только у одной стены стоят полоки, на которых можно сидеть. Остальное пространство занимают широкие полки для индивидуального парения. 

При всем желании, использовав все возможные поверхности, в такую парную нельзя уместить всех посетителей одновременно. Очевидно, что расчет и не был на это. Кроме того, своеобразным способом происходит управление парным пирогом: каждый час парная проветривается, и пар обновляется. Если зайти самому и попробовать посидеть - пар будет жечь голову и руки, через пару минут захочется уйти. Если же лежать - слои пара будут мягко и постепенно опускаться на тело, постепенно прогревая его изнутри.

В общем баня создана не для тех, кто любит самостоятельно похлестать себя веником, сидя на самой верхотуре, а для желающих довериться профессионалам и полностью расслабиться. 

Со своей стороны можем порекомендовать программу "старорусского парения". Указывается, что она занимает 25 минут, но это зависит от вас и от банщика. Нас парили минут 40: сперва двумя дубовыми вениками вам парят спину, лицо при этом спрятано в пихтовый веник для охлаждения воздуха и аромата; после окунаетесь в ледяную купель и снова в парную - теперь вениками работают по груди; после этого снова в купель и снова в парную; в третий раз вас уже парят веником из можжевельника.

Если его правильно подготовить, то иголки будут мягкими, и париться таким веником будет приятно, однако в Фонарях из можжевельника делают игольчатые валики, которыми проходятся по вашему телу, заставляя кровь бешено течь и обновляться. После можжевельника вас попеременно обливают ледяной, теплой и горячей водой. Вы кричите, вздыхаете и охаете от неожиданности и облегчения одновременно. Поэтому, чтобы вас успокоить, следующим шагом вас кладут на лежак и оборачивают, как ребенка, в конверт из простыни и махрового полотенца. Голову закрывают пихтовым веником и оставляют лежать до тех пор, пока вы не научитесь дышать спокойно и никуда не спешить. Последним этапом вас кладут на мраморную скамью и хорошенько растирают намыленном веником. 

Убеждены, что это наилучший способ похода в Фонарные бани - только к банщику, только на долгое и качественное парение.

Фонарные бани - это бани-дворец. Логика их существования и логика их работы не предполагает меньшего к вам обращения, нежели как к царской особе. Это удивительный пример воссоздания исторического и его органичного смешения с современными формами. Наконец, кажется, что по уровню сервиса, внимания к деталям, дизайну, атмосфере Фонарные - это то, какими общественными бани в России должны и вот уже скоро будут, надо только подождать.

Больше информации о банях, времени их работы и стоимости сеанса можно найти на нашем сайте.

Ну а мы продолжаем открывать новые бани. Хочешь с нами? Тогда вступай в наш клуб. Почти каждую неделю мы идем в новое место, чтобы открыть для себя что-то о банях и о себе и рассказать об этом здесь.


Банные походы
Made on
Tilda